r52_fans


Первая нижегородская интернет-компания Р52.РУ

Сообщество для наших клиентов и сотрудников, а также для тех, кто собирается ими стать


Previous Entry Share Next Entry
ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТЧИКОВ (Часть 2)
safarjamal wrote in r52_fans

“Тятя! Тятя! Наши сети притащили…” (А.С. Пушкин) (Конец девяностых-начало двухтысячных)

С середины девяностых годов внутри двух крупных фармацевтических предприятий региона (сеть аптек “Авиценна” и ЗАО “Медицинский центр”), работавших под управлением и находившихся в их собственности авторов этих строк, вместо раскачивающегося программиста Серегина возник настоящий большой (2-3 человека!!!) по тем временам отдел программирования, который и стал точкой кристаллизации дальнейших интернетовских идей. Там работали талантливые программисты И.Баранова и С. Дунаев, создавшие удачные складские программы, уже тогда использовавшие протоколы передачи данных с удаленных торговых точек на центральный склад.  В результате тяжелейшего экономического кризиса 1998 года наша стратегия фармацевтического бизнеса была радикально изменена. Мы стали стремительно двигаться к продаже наших фармацевтических предприятий крупным федеральным игрокам, конечно же, имевшим свои отделы программирования.

Одновременно с перепрофилированием структуры наших бизнесов (говоря более ясно: после их продажи) наши “фармацевтические программисты” благополучно переехали в новый офис по адресу ул. Ивана Романова, 2, где сразу же перестали быть “фармацевтическими”, превратившись в “неспециализированных” и ждущих своей задачи.
Сейчас уже невозможно вспомнить, при каких обстоятельствах  возникла идея создания программно-аппаратного комплекса для производства интерактивных панорам “Улисс”, да это уже и не имеет особого значения из-за давности лет. Важно другое: вокруг этой идеи удалось сформировать отличную команду разработчиков, а потом и и коммерсантов.

Первым из нового поколения программистов был Д. Розенштейн, работавший сисадмином в Институте Физики АН РФ. Стоило значительных трудов убедить его покинуть не слишком сытое, но престижное место, и перейти в непрогнозируемый  “стартап”. Именно в многочасовых беседах с Дмитрием рождалась основные контуры будущего программного продукта. И к нему стали прибиваться другие сильные специалисты. Нельзя не вспомнить этих замечательных ребят: Миша Мотов  и Миша Маряхин, Петя Вышеславцев, Сережа Гатилов, Вадим Кипаренко, Дима Башев и др… Каждый из них был настоящей личностью, суперпрожектменеджеры, а отнюдь не просто программисты. Команда собралась поистине исключительная.

Несколько слов о том, каким мы видели будущий “аппаратно-программный комплекс “Улисс”. Забегая вперед, без ложной скромности заметим, что в самом начале сформировавшаяся в мозгу концепция была с высокой точностью реализована на практике. К счастью, или к сожалению, покажут дальнейшие события.
Итак, наши априорные предположения выглядели так:

1. Предполагалось, что на крышу легкового автомобиля будет водружена вращающаяся фотокамера. Автомобиль будет двигаться по дороге,  например, населенного пункта. Через определенное небольшое расстояние авто будет останавливаться и оператор будет делать 6-8-10 круговых фотоснимков. В том случае, если возникнет необходимость “путешествовать” по комнате или  зданию ( например, музея), то такая же процедура будет проделываться с помощью ручного отградуированного по градусам штатива.

2. Предполагалось, что составной частью проекта будет подробная карта местности или план помещений,  где в определенных узловых точках и будет располагаться фотокамера и которые будут центрами будущих виртуальных панорам..

3. Предполагалось, что сделанные фотоизображения будут автоматически  загружаться в созданную программу (приложение), где автоматически будут конвертироваться в панорамы, которые  в свою очередь  будут привязаны к точкам съемки, располагающимся на  соответствующих местах карты местности или плана помещения.

4. Предполагалось, что программный комплекс будет выдавать два варианта продукта (виртуальных панорам, привязанных к карте или плану) - “легкий” для интернета или “тяжелый” для оффлайновых  (ну, например, CD-презентаций).

5. Предполагалось, что после автоматической загрузки изображений и “привязки” их к точкам на карте/плане столь же автоматически сформируется так называемый виртуальный тур.

Потребителями нашего продукта, который мы назвали “Улисс”, могли быть…

Можно продолжать описание технического задания и субъектов бизнеса еще на пятидесяти страницах. Но... Большинство из читающих эти строки наверняка воскликнули: “Черт побери, да это же описание Google Maps!!!! (или Яндекс Карты)! Изобрели, понимаешь, велосипед!!!” Теперь вспомните времена, когда происходили описываемые события - 1999-2000 гг. А карты гугла только начали появляться в конце двухтысячных.

На самом деле, у нас был только один конкурент - американская компания IPEX. Они производили программный продукт, который использовал изображения, сделанные фотоаппаратом с объективом типа “рыбий глаз” (существенные сферические изображения). Эти картинки не были привязаны к картам и по ним нельзя было путешествовать.

Итак, в результате интенсивной работы в течение приблизительно одного года в графике 7/24/365 получилось следующее.

disk1

Работа с программой выглядела так. Оператор с ноутбуком, штативом и фотокамерой выезжал на объект (допустим, музей). Выставлял штатив на площади перед музеем и делал 8 круговых снимков из одной точки. На одном снимке обязательно должна была быть дверь музея. Потом оператор входил внутрь музея и в каждом зале выполнял 8 фотоснимков со штатива. В ноутбуке уже была установлена наша программа “Улисс”. Оператор скромно усаживался в уголке на диване и попивая чай вместе с смотрителем музея осуществлял несколько простых действий:

1. Загружал с помощью программы  карту местности и план залов музея.
2. Загружал (автоматически) серию снимков, сделанных в каждой точке.
3. Нажимал на кнопку в программе - сшить панорамы.
4. Нажимал на другую кнопку - сделать виртуальный тур. Через пять минут виртуальный тур был готов или к загрузке на сайт музея ( низкое разрешение) или для помещения на компакт-диск ( высокое разрешение).

Все! Потребитель из любой точки вселенной, зайдя в интернет (или купив диск) видел на экране карту или план, по которым можно путешествовать с помощью мыши, разглядывая произведения искусства, висевшие на стенах...
Ну честное слово, продукт получился великолепный. Ничего подобного в мире не было. Это был настоящий прорыв.

Осталось только закупить большие сундуки для складирования пачек денег. А деньги были ой как нужны, поскольку скромные капиталы от продажи фармбизнеса стремительно улетучились. Мы сделали несколько благотворительных проектов - путешествие в Большое Болдино, виртуальный тур по святым местах Троице-Сергиевской лавры…

disk2

Но то была благотворительность.
Поскольку  информация в немногочисленной тогда интернет тусовке распространялась довольно быстро, то  буквально через несколько дней после окончания основной стадии проекта раздался телефонный звонок: ребята, давайте вечерком встретимся.

Наступил вечерок и в наш довольно темный офис зашли три человека. Все они были весьма узнаваемыми персонами: Антон Носик (лента.ру, газета.ру, Рамблер), Емельян Захаров (студия “Веб Дизайн” и “Ситилайн”) и Алексей Кривенков (mail.ru). (В скобках названия созданных ими компаний).

Разговор был довольно краткий. Они только что приехали на поезде из Москвы и должны возвращаться через час обратно. “Нас интересует  ваш проект. Вероятнее всего мы его купим. Давайте договариваться о цене”. Мы даже толком не смогли его показать, так как гости уже достаточно полно владели информацией.  Конечно же, цену мы сразу указать не могли, боясь уподобиться Шуре Балаганову. Договорились о встрече через несколько дней.  Мы едва успели на отвезти гостей на поезд.

Через несколько дней еще один визит. Приехал невысокого роста мужчина, назвавшийся Евгением (это оказался вице-президент Альфа-банка и ближайший советник Б. Березовского) и тот же А. Кривенков.  Встреча с ними была в ресторане У ШАХОВКОГО.  Договорились об определенных условиях, поели котлеты по-киевски. Нам было передано в качестве залога, задатка, жеста  доброй воли некоторое количество долларов. Первая выручка, которая тут же была выплачена в виде премии программистам.

Евгений Иоффе улетел на собственном самолете,  Алексей Кривенков остался,  и мы уже более детально обсудили план работ и варианты покупки всего предприятия или его части. Начало формироваться впечатление о цене за продукт. Пока расплывчато, но все же… На том и расстались. Через несколько дней была еще одна встреча в Москве в квартире Емельяна Захарова, где мы мило пообщались с его женой - художницей Александрой Вертинской.
И… После этой поездки без всяких объяснений настало гробовое молчание со стороны наших именитых “почти партнеров”, которое не прерывается уже почти пятнадцать лет. В последующем до нас стали доходить отрывочные сведения, что десантировавшиеся знаменитости были разведгруппой олигарха Б. Березовского. Они выискивали перспективные инвестиционные проекты, которые потом развивали в доходные компании. Однако на горизонте уже маячил великий и ужасный кризис хайтека ( кризис NASDAQ 2000 года) и опытные и крайне осторожные инвесторы и банкиры приняли решения остановиться…. К нашему, честно говоря, большому сожалению.

Но делать было нечего, жизнь продолжалась. В этот момент стало совершенно ясно, что, несмотря на супергениальность наших программистов, бизнес обречен на скорую гибель, если в самое короткое время на сцену не выйдут профессиональные коммерсанты-продавцы. Запасы в тумбочке заканчивались, жены владельцев стали ворчать. Пришлось впрягаться самим учредителям. Их усилия по продажам были направлены по двум направления: продажа виртуальных туров и продажа самой компании как бизнеса.

Продажа продукта (виртуальных туров и интерактивных панорам) стало окончательно смещаться в сторону быстро набиравшего силу интернета. Наш  “Улисс” выдавал на-гора массу проектов: мы сделали проект с виртуальными турами для сайта швейцарской туристической компании, для нижегородского художественного музея, для мебельной фабрики и еще для нескольких десятков компаний. Денег это не приносило… Те копейки, которые платили клиенты за внедрение в их сайты панорам, едва хватало на самые насущные расходы. Главным источником инвестирования все же была тумбочка…

Продажа самого бизнеса (вернее, его части) тоже была весьма актуальной темой. С учетом того, что схема бизнеса была т.н. патерналистской (т.е. влияние на ежедневные дела владельцев фирмы было весьма существенным, то все потенциальные покупатели безусловно оговаривали более или менее длительное присутствие “бывших” хозяев внутри  фирмы, пусть в качестве наемных менеджеров или держателей небольшого пакета. Длительные контакты с инвестиционными фондами были настоящей школой инвестирования: мы овладели мастерством написания меморандумов и ТЭО… Написали их десятки. Наконец-то появился реальный “интересант” - канадская компания MGI, акции которой, кстати, торговались на бирже NASDAQ.

События завертелись с головокружительной скоростью: две поездки в Торонто, многочисленные встречи с руководством фирмы, демонстрации “Улисса”, пробные съемки… Были даже моменты, когда нас хотели утащить из-под носа MGI. Владелец сравнительно небольшой компании, занимающейся производством сайтов для фирм по продаже недвижимости, страшно заинтересовался продуктом. Мы наняли профессионального фотографа, который ездил с нами и Томом (владелец канадской компании) по округе и снимал дома и квартиры. Мы вечерами делали панорамы и размещали их на картах местности. Однако победил большой бизнес и мы остановились на MGI, тем более, что руководил там отделом развития потомок эмигрантов с Украины в третьем поколении, которого звали Ихор ( Игорь).

В общем, процесс пошел. Осталось лишь вернуться в Россию и начать оформлять кое-какие бумаги, тем более что юридическое обеспечение брала на себя  фирма-покупатель. Это была поздняя осень 2000 года.  Напомним, что кризис NASDAQ состоялся 14 апреля 2000 года, когда   канули в Лету десятки тысяч хайтек-компаний ( и когда команда Березовского отказалась от инвестиций в наш проект).  Мы поняли так, что MGI этот кризис пережила и внимательно наблюдали за котировкой ее акций на бирже уже после возвращения из Канады. Грели воспоминания о посещении фирмы, о прогулках по длинным коридорам и громадным залам, полных сотнями программистов.

И вдруг, привычная утренняя процедура проверки состояния нашего партнера MGI на сайте биржи выявила нечто необычное. Фирма исчезла из листинга!!! Исчезла из поиска, из графика торгов, отовсюду… Нет, как будто никогда и не было. Облом… Полный облом…

Чуть успокоившись мы обратились к детальному анализу событий, приведших к исчезновению громадной фирмы.  Оказалось, что ее только что купила хайтековская компания из Флориды, которая занималась обработкой и распознаванием изображений и которая никакого интереса к развитию проекта виртуальных туров и панорам не имела.

Результатом этой печальной  истории стало приятное чувство. Нас до сих пор распирает явная гордость и тайная уверенность в том, что разработчики сервиса Google Maps воспользовалась нашей идеей и с точностью до мелочей воплотили ее на практике. Мы нисколько бы не удивились, если бы оказалось, что среди команды разработчиков Google мог затесаться один (или несколько?) из наших партнеров по тестированию нашего продукта, в руки которого попала дискета с Улиссом. Звали ли его Том, или Ихор, сейчас это уже не имеет значения. Важно то, что в середине 2000 годов Google Map начал завоевывать мир.

А мы, провинциальные и наивные интернетчики, приступили к третьему этапу:  созданию собственно интернет-компании Р52.РУ. Этот этап был драматичным и радостным. Его описанию будет посвящена третья часть исторических хроник.

Продолжение следует...

Предыдущую часть смотрите здесь: ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТЧИКОВ Часть 1

?

Log in

No account? Create an account