r52_fans


Первая нижегородская интернет-компания Р52.РУ

Сообщество для наших клиентов и сотрудников, а также для тех, кто собирается ими стать


Previous Entry Share
ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТЧИКОВ (Часть 3 - Заключительная)
safarjamal wrote in r52_fans

Наша эра

Говоря уж совсем откровенно, компания Р52.РУ была зачата в любви, внутриутробно развивалась и даже родилась из проекта виртуальных туров и панорам. Как мы уже говорили в предыдущей главе, у нас были заказчики виртуальных туров и панорам, которые (туры и панорамы) надо было интегрировать внутрь имевшихся у них примитивных доисторических сайтов. Наши программисты, ломая пальцы, впихивали туда довольно громоздкие продукты нашего УЛИССА. Панорамы медленно грузились (на дворе был еще диал-ап интернет!), корежили верстку сайтов. Неизбежно возникали обстоятельства, при которых мы предлагали заказчикам переделать сайт. Например, так получилось с очень крупной турецкой туристической компанией с головным офисом в Москве, с несколькими фирмами, продающими автомобили (причем, мы делали панорамы внутри автомобилей для демонстрации продаваемых моделей).

Так вот, процесс уговаривания клиента на переделку сайта и представлял собой ту самую магическую квинтэссенцию бизнеса, на которой все и держится. Этот таинственная субстанция носит название - ПРОДАЖА. Если пошли продажи, это означает, что появились и люди, которые эти продажи делали. Сначала это были мы сами и наши близкие родственники, потом начали появляться более профессиональные ребята.

Сейчас самое время рассказать бизнес-байку в тему.  Так вот: молодой предприниматель из России оказался на территории весьма известного производственного предприятия в Америке. Чистая, ухоженная территория, множество зданий и внутренних дорог.  Многоэтажные корпуса, стекло и бетон. Одно здание особенно выделялось своей высотой и добротностью. Гость восторженно замечает: “Да, о таком цехе нам только мечтать!” Провожатые  его поправили: “Это не цех. Это отдел продаж. Цех находится воооон там, в отдаленном  одноэтажном модуле…”
Итак, решение о регистрации интернет-компании уже было принято, осталось только придумать название. Сейчас уже трудно вспомнить собственно автора названия Р52.  Вспоминается тесная комнатка на улице Ивана Романова, дом 2 (это именно то место, где и сейчас находится офис Р52!!), несколько сидящих в ней молодых  программистов и коммерсантов. Все пьют чай (впрочем, вроде бы тогда пили пиво…), громко галдят, вечер, конец рабочего дня. Был кинут клич придумать название новой фирмы, вызвавший море предложений. Чья-то идея сделать краткое название по номеру нашего региона  была признана лучшей. Так тому и бывать. С этого момента и зародился современный (или современная?!) Р52.РУ.

Грандиозные проекты реконструкций старых сайтов наших клиентов приносили какие-то небольшие деньги, достаточные лишь для пришивания небольших заплат на дырявый бюджет новорожденной фирмы. Было ясно, что короткий период энтузиазма скоро закончится. Не подумайте только, что речь идет об энтузиазме наших клиентов… Совсем не так. У клиентов не было вообще ничего, ни энтузиазма, ни желания… Энтузиазм этот вначале проявляли жены учредителей, залезая в тумбочки и укорачивая семейные бюджеты. Однако радостные надежды родственников, подпитываемые все менее убедительными рассказами о скором процветании, начали потихоньку улетучиваться. Настала пора предпринимать какие-то более решительные действия.

В этот самый момент возникла идея, которая дала грандиозный толчок всему бизнесу. Мы приняли решения делать сайты БЕСПЛАТНО, практически навязывая их клиентам. Про себя мы договорились, что сделаем около ста таких сайтов. А дальше - или ишак заговорит, или падишах… В компании еще оставались несколько мощных разработчиков, хотя из-за зарплатной политики пришедших на рынок западных компаний ряды программистов прилично пожидели (говоря точнее, неприлично поредели:-)!). Некоторые ребята уехали трудиться в Силиконовую Долину, кто-то ушел в местные филиалы американских гигантов. Но оставшиеся смогли сделать так называемый сайт-генератор, который позволял, используя готовые шаблоны, делать простые четырех-пятистраничные сайты (опять же, вам это ничего не напоминает из современной жизни, типа WIX или тому подобных систем?).
Второе важнейшее маркетинговое решение было принято практически одновременно с первым (или, скорее, оно вытекало из первого). Дело было так.

Один из владельцев бизнеса и автор этого рассказа, будучи в отпуске в теплой стране, вместе с местным аборигеном оказался на морской набережной в ресторане, расположенном на первом этаже только что построенного и великолепного по архитектуре многоэтажного жилого дома.

Попивая пиво, абориген и ваш покорный слуга разговорились “за хайтек”. Местный житель был не чужд этому разделу индустрии, так как буквально только что инвестировал существенную сумму денег в пионерскую разработку  изделия, которое сейчас носит непрезентабельное название “флешка” (кстати, этот стартап располагался в двух комнатках, вмещавших едва ли не 7-10 человек, некоторые из которых говорили по-русски. Мы свидетельствуем, так как видели все воочию).

Так вот, во время дружеской беседы об интернете за столиком ресторана, нашим иностранным другом  была произнесена фундаментальная для Р52 фраза: “На первом этаже этого красивого прибрежного дома живет мой приятель - предприниматель, который владеет фирмой, делающей клиентские вебсайты, а в пентхаузе на 30 этаже живет другой мой знакомый. Он создал фирму, которая владеет серверами, где сайты моего друга с первого этажа этого дома  и находятся”.

В эту самую минуту  все сразу и улеглось на место. Были закуплены первые сервера, куда сделанные бесплатно вебсайты и помещались. Кроме собственных серверных компьютеров Р52 арендовала  дисковое пространство и на зарубежных хостингах.

И третий решительный стратегический сдвиг, возникший в начале пути, был связан с кадровой политикой. Это сейчас, спустя годы, можно приписывать себе гениальные способности предвидеть будущее и выхватывать из толпы кандидатов исключительно корифеев продаж интернет-сайтов... На самом деле, все обстояло по-другому.  Руководителем отдела продаж с громким названием “коммерческий директор” стала весьма образованная дама, ранее работавшая в нашем же печатном издании, рекламирующем продукты питания. Дама эта была решительна, смела и слишком самоуверенна. Важное обстоятельство (спасшее изрядную порцию “тумбочковых” денег учредителей) заключалось в том, что она подписала с владельцами  новый контракт, где были определены условия ее вознаграждения как процент от продаж интернет-продукции. Она была уверена, что у нее получится. Но… Результат ее работы превзошел все ожидания: она не продала ни одного сайта!  Она жаловалась в редкие минуты слабости, что потенциальные клиенты чуть ли не крутили пальцем у виска, услышав слово “интернет”. Еще одна ее ошибка ее заключалась в том, что она пыталась убедить сделать сайт своих старых проверенных “газетных” клиентов, а не выходила на широкий простор зарождавшегося рынка… Думается, что ее офлайновые клиенты просто не воспринимали новой информации из ее уст. Она уволилась спустя месяц. Мы потеряли отличного продавца печатной рекламы и не приобрели хорошего интернетчика.

Но колесо уже закрутилось, начали приходить небольшие деньги за размещенные на наших серверах бесплатные сайты. Это, а также тот факт, что в нашу команду влились новые перспективные ребята, главным образом коммерсанты, не обремененные предрассудками стандартных продаж стандартных продуктов, стали выводить бизнес на новый уровень.
Решительный сдвиг в сторону прибыльности компании был связан с приходом в фирму выпускника переводческого факультета лингвистического университета Алексея Ряжкина. Он органично влился в интернет-тематику,  вначале продаж, а потом и производства. Он методично и органично вымещал учредителей из оперативной деятельности компании, оставаясь при этом исключительно лояльным как самому бизнесу, так и его владельцам. Когда в начале двухтысячных встал вопрос о назначении генерального директора, ответ на него был однозначным -  Алексей Ряжкин.  Именно под его руководством создавалась современная конструкция фирмы, все ее отделы, подразделения, службы. Однако обо всем этом можно прочитать на нашем сайте, этому нет места в исторических хрониках провинциального интернета.

Однажды, уже почти что в наши времена, года три-четыре назад, мобильный телефон одного из отцов-основателей Р52.РУ зазвонил в неурочное время. Было воскресенье, полдень. Звонил Леша Ряжкин: “Мне нужно с вами увидеться. Желательно прямо сейчас. Я подъеду в любое удобное для вас место.”
“Что-то случилось?”
“Приеду, объясню”.

Подъехал, вытащил бутылку Мартеля. Сказал: “Сегодня ровно 10 лет, как я пришел на работу в Р52.РУ…”
Если Леша читает эти строки, то как раз самое время напомнить, что через год-два исполнится 15 лет его работы в интернет-компании Р52.РУ… Мартель-то оказался совершенно волшебным напитком:-)

Л. Кирнус

Краткое послесловие


Когда работа над этим текстом была уже закончена, я попросил нашего контент-редактора, специалиста по SEO и по совместительству копирайтера Светлану Ситкову прочитать этот самый текст и по возможности отредактировать явные шероховатости. Сделав это, Света сказала: “общее впечатление, которое у меня осталось: мы крутые, но нам не повезло и что у нас буржуи увели много хороших программистов”.  Я съязвил: “Это в тебе говорит корпоративная солидарность с программистами, которых не увели”.  Она ответила: “естественно, мы в одной же команде).”

Приятное чувство, которое я испытал во время этого короткого онлайн-диалога и заставило меня снова взяться за  карандаш (клавиатуру)  и продолжить.

Термин “повезло-не повезло”, в понимании молодого человека, имеет иное значение, чем для опытного предпринимателя. Повезло ли нам, что нас не купил опальный олигарх Борис Березовский? Точно повезло ( достаточно посмотреть на судьбу его инвестиций, людей, в которых он инвестировал  и его самого личную долю, не вдаваясь глубоко в причины случившегося). Плохо или хорошо, что мы не стали микроскопической частью канадской компании, утеряв контроль над фирмой и превратившись в придаток значительно более крупного проекта? Ответ не очевиден. Для нас, владельцев бизнеса, работать на канадцев - точно уж не самая лучшая судьба.

Очевидно одно, что компания Р52.РУ успешно существует на трудном российском рынке почти 15 лет. В ней работает отличная команда, имеющая множество преимуществ перед конкурентами - преемственность, добротный консерватизм, многолетний опыт работы. Это выглядит забавно, но даже наша уборщица Галя, работающая в команде все  эти долгие годы, сохранила лояльность компании. Это приятно. Мы сделали почти полторы тысячи успешных проектов, завоевали множество почетных наград и верхних строчек федеральных рейтингов.
Так что, Света, повезло-повезло...

?

Log in